АХ, ЭТА ДРЕВНЯЯ ПРЕКРАСНАЯ ЯЛТА!

АХ, ЭТА ДРЕВНЯЯ ПРЕКРАСНАЯ ЯЛТА!

В этом году город Ялта отмечает 178-й день рождения. Крымский полуостров гордится своей многовековой историей, возраст его городов и населенных пунктов насчитывает не одно столетие, а подчас – и тысячелетие. Кафа (Феодосия)- VI век до н.э., Алустон (Алушта) – IV век, Сугдея (Судак) – 212 год. Но где же в этом почтенном списке Ялта, неужели она так молода, всего «каких-то» 178 лет?

По какой-то странной причине наш город ведет свое летоисчисление не от момента первого письменного упоминания о нем, а от даты указа императора, присвоившего Ялте статус города.

«17 сентября 1837г. Его Императорское Величество Николай I, осмотрев с этого места открывшийся перед ним вид, высочайше повелел переименовать деревню Ялта в город Ялта», – гласила надпись на стенах часовни Св.Николая на улице Бульварной. В 1838 году Правительственный Сенат своим Указом присвоил Ялте статус города. Вот так и получилось, что официально нашему городу лишь 178 лет.

Дебаты о его возрасте ведутся уже не один десяток лет, до сих пор не приведя ни к какому окончательному результату. Ученые и краеведы, журналисты и общественные деятели пытаются найти решение вопроса.

Городской Совет старейшин, объединившийся в общественную организацию «За развитие Ялты», вновь поднял вопрос об изменении официальной даты основания Ялты как поселения, с целью приблизить ее к историческим реалиям.

Уже не раз говорилось о том, что первое упоминание о Ялте в письменных источниках относится к XII веку. В сочинении арабского географа и путешественника Абу Абдаллаха Мухаммада ал-Идриси (около 1100 – 1165 гг.) «Развлечение страстно желающего странствовать по землям» указано: «…а затем до Карсуны (Херсонес) без малого день морского плаванья, что составляет 80 миль. От Карсуны до <города> Джалита (Ялта) – 30 миль. Этот город из числа городов куманов. От Джалиты до города Гурзуби (Гурзуф) 12 миль».

Арабский путешественник громко именует Джалиту городом, впрочем, как и Гурзуби (Гурзуф). Вряд ли, конечно, в те времена это были полноценные густонаселенные города, скорее – селения. Разные источники, в связи с этим, определяют условный день рождения Ялты как 1154-й, а некоторые, и 1139 год.

Однако известно, что еще задолго до этого в данной местности селились люди. По некоторым данным, следы их – “каменные ящики” захоронений XI-X вв. до н.э. – найдены на склоне Поликуровского холма, а также на горе Кошка, мысе Ай-Тодор, Аю-Даге и в других местах. Таким образом, по результатам археологических раскопок, люди жили здесь тысячи лет назад, а первые письменные упоминания о Ялте приходятся на 11-й век.

В средние века Ялта была уже довольно значительным поселением. На географических картах ХIVв. она именовалось по-разному, однако близкими по звучанию названиями: Джалита, Гиалита, Каллита, Эталита.

С середины XIV века Южный берег Крыма активно вовлекается в создаваемую администрацией Кафы на крымском побережье Черного и Азовского морей систему городов, крепостей и селений, подчиненных Генуе. В 1357 году в Чембало (Балаклава) уже находится генуэзский консул Симоне дел Орто. Видимо, одновременно с захватом Солдайи в 1365 году была сделана попытка присоединить к генуэзским владениям и населенные пункты Южнобережья. Территории Южного берега Крыма в 1380 году выводятся из протектората Золотой Орды и официально переходят под власть Генуи, что было закреплено соответствующим договором.

Помимо городов Солдайи и Чембало, 18-ти деревень округи Солдайи, генуэзским властям также были переданы селения Фори – Форос, Чиничео – Кикенеиз -Оползневое, Лупико – Алупка, Музакори – Мисхор, Орианда -Ореанда, Джалита- Ялта, Сикита – Никита, Горзовиум – Гурзуф, Партените-Партенит, Lambadie, Луста – Алушта.

С начала XV века Ялта, вместе с другими южнобережными землями, входила в состав феодального княжества Феодоро, населенного народностью, исповедовавшей христианство. Затем перешла к генуэзцам, а позднее, до 1475 года, снова относилась к Феодоро.
Помимо средневековых генуэзских документов сведения о Ялте, в частности, о ее церковной жизни в XIV веке, содержатся и в Актах Константинопольского патриархата:

Приказ (митрополиту) Готскому о Ялте.

Мерность наша настоящею грамотой возлагает на святейшего митрополита Готского и пречестного, во св. Духе возлюбленного брата нашего и служителя экзархию и управление патриаршим местом, называемым Ялитой, который обязан смотреть за нею и за всеми, находящимися в нем, священными (лицами) и за прочим Христаименным народом Господним, увещевать, учить и руководить его ко всему душеполезному, имея позволение беспрепятственно священнодействовать в находящихся в нем патриарших храмах.

В Джалиту назначался генуэзский чиновник-консул, первое упоминании о котором относится к 1449 году. Видимо, для резиденции консула Ялты в конце XIV – начале XV веков на мысе св. Иоанна строится генуэзский замок. С османским завоеванием 1475 года всех генуэзских городов, крепостей и селений этот замок Ялты перестает использоваться и постепенно приходит в упадок. Руины этой крепости в конце XVIII века еще мог наблюдать академик П.С. Паллас. Стены замка были разобраны в середине XIX века при строительстве ялтинского порта.

Определить приблизительное местоположение генуэзского средневекового замка, населенного пункта Ялта и церкви св.Иоанна позволяют топографические планы селения, снятые русскими топографами в конце XVIII – начале XIX веков. На этих планах показано положение строений средневекового селения у мыса св. Иоанна до строительства порта; план редута русских войск, построенного на фундаменте стены генуэзского замка; план церкви св. Иоанна, находившейся внутри замка. Селение занимало площадь около 1 га и имело две улицы, идущие в меридиональном, и три – в широтном направлении. Площадь замка составляла около 50,5 х 35,5м.

В 1475г. Ялта, как и остальные поселения Южного побережья Крыма, оказалась под властью турок. С 1475 по 1774 год она входила в провинцию, находившуюся в личном владении турецкого султана. В этот период поселение захирело и к концу XVIII века представляло собой небольшую рыбацкую деревушку – несколько жалких лачуг и церковь. Располагалось поселение в нижней части Поликуровского холма, на мысе Иоанна (сейчас на этом месте находится морской вокзал).

В 1778г. русское правительство переселило христиан полуострова на побережье Азовского моря, где они основали новое селение, назвав его Ялтой. И хотя после присоединения Крыма к России некоторые греки стали возвращаться в родные места, в крымской Ялте в 1800 г., по свидетельству П.И. Сумарокова, было только “13 избушек чинов греческого балаклавского батальона”.

В 1835г. к оторванной от остального мира деревушке Ялта (к ней можно было добраться только верхом по горным тропам) была проложена гравийная дорога от Алушты, а спустя два года завершено строительство дороги, связавшей ее с Севастополем. Появились причальные сооружения, постепенно налаживалось морское сообщение.

Одним из первых сооружений будущего города был собор Иоанна Златоуста, освященный в 1837г. Здесь, в нижней части Поликуровского холма, и на мысе Св. Иоанна и зарождался будущий город.
Вокруг Ялты новые хозяева земель руками крепостных возводили роскошные дворцы, виллы, особняки, закладывали промышленные сады и виноградники, великолепные парки, которые и сегодня украшают Южнобережье.

23 марта (4 апреля) 1838г. Правительственный сенат объявил Ялту городом. Правда, новоявленный город состоял всего из одной улицы – Елизаветинской (ныне улица Игнатенко) и насчитывал 30 дворов и 224 жителя. Таким он оставался еще долгое время. С приобретением Удельным ведомством для императорской фамилии имения Ливадия, город Ялта получил свое второе развитие. Таким образом, возраст Ялты должен насчитывать не 177 лет, а, по крайней мере, восемь столетий.

Почему же при таких, казалось бы, неопровержимых доказательствах древнего возраста нашего города, историки по-прежнему спорят о нем?

Их претензии основываются на неоднозначном отношении специалистов к достоверности источников, которыми пользовался ал-Идриси. Известный исследователь Н.Л. Эрнст писал еще в 1936 году: «Сам Идризи в Крыму не был, свои сведения черпал, видимо, не из литературы, а из живых опросов ездивших в Крым моряков, главным образом итальянцев». Однако и сам уважаемый ученый не может однозначно утверждать происхождение источников, которыми пользовался арабский путешественник, осторожно вставляя в свои рассуждения слово «видимо».

Видный крымский исследователь и археолог О.И. Домбровский отмечал некую неопределенность в существовании остатков средневековых укреплений на территории Ялты: «Огромная и цветущая ялтинская котловина не сохранила остатков какого-либо значительного укрепления ни на одном из своих холмов (если не считать отдаленных сведений П. Кеппена о развалинах на Палекуровском холме». Однако получается, что он, как и все прочие путешественники, хотя и косвенно, подтверждает наличие на Поликуре этих древних развалин. А это значит, что и мы можем утверждать: Джалита была заселена гораздо раньше официально принятых дат.

Сегодня Ялта — крупнейший город-курорт, город-музей с многовековой историей, многонациональным укладом, с памятниками архитектуры и культуры, ни один из которых не должен быть забыт. Ялта, как никакой другой город в Российской Федерации, может предложить совершенно уникальный набор туристических, рекреационных, образовательных и оздоровительных и развлекательных услуг. Нигде больше нет такого уникального сочетания целебного воздуха, моря и мощнейших исторических пластов.

К сожалению, говорить о том, что все имеющиеся образовательные и экскурсионные возможности Ялтинского курорта используются эффективно, не приходится: из имеющихся памятников истории и культуры в настоящее время в туристических целях используются лишь около 20%! Туристическая инфраструктура также далека от идеальной. А ведь интерес гостей Южнобережья выходит далеко за рамки пляжей и ресторанов. Люди тянутся за новыми знаниями!

К такому особенному городу как Ялта и подход должен быть особенный. Ее называют и летней, и южной столицей, столицей курортных городов Крыма, а раньше величали Всесоюзной здравницей. Однако этот уникальный город до сих пор не имеет специального статуса, который помог бы ему развиваться. Не обозначен и реальный возраст Ялты.

Не претендуя на истину в последней инстанции, но, основываясь на выводах экспертов и мнении ялтинцев – простых горожан и маститых ученых, ялтинский Совет старейшин активно занимается решением этого вопроса. Потому что все мы едины в любви к самому прекрасному городу – Ялте, и все хотим, чтобы историческая справедливость в отношении лучшей жемчужины в короне крымских курортов восторжествовала.

Восстановление исторической даты основания Ялты дает возможность по-новому посмотреть на наш любимый город, на его прошлое и настоящее, изучить и возродить его истинную историю и послужит хорошей основой для воспитания патриотизма и любви к родному краю.

И тогда мы с еще большей гордостью воскликнем: «Ах, эта древняя прекрасная Ялта»!

Анатолий МИРЗОЯН почетный гражданин Ялты, председатель совета старейшин города, засл. работник культуры Крыма.

От редакции: (как вариант).

Прав автор и в том, что сегодня весомым фактором, способствующим привлечению туристов в Крым, являются уже не только объекты санаторно-курортного комплекса и традиционные объекты показа, а новые (забытые старые) культурно-исторические и археологические памятники. Ведь не секрет, что из имеющихся в Крыму 11,5 тыс. памятников в туристических целях используются только 20%.

Да и почему датой основания Ялты является 1838г., когда у поселков: Форос — XIIIв., Симеиз — I-IIIв.в., Гурзуф — VI в.,
Ореанда — VIII-IX в.в, Кореиз — XVII в., Гаспра, Ливадия — XVIII в.,
г.Алупка — 960г.?